Сегодня 84 года исполняется замечательному мужику Хосе Мухике - бывшему президенту Уругвая (2010-2015).
Мухику называли «el presidente más pobre» — «самый бедный президент». Мухика жертвовал на благотворительность почти всю свою президентскую зарплату, что делало его самым бедным (или самым щедрым) президентом в мире. Из $12 500, которые президент получал каждый месяц, он оставлял себе только $1250. «Мне вполне хватает этих денег, — уверяет Мухика, — должно хватать, потому что доходы многих уругвайцев намного ниже».
Хосе Мухика, на популярное описание его как «самого бедного президента», говорит, что он вовсе не беден. «Бедны те, кто описывают меня таковым. По определению бедные — это те, кто нуждаются в слишком многом, и они никогда не удовлетворены. Я живу бережливо, но не бедно. У меня лёгкий чемодан, и мне много не нужно. Я не привязан к материальным вещам. Почему? Чтобы у меня было больше свободного времени делать то, что хочу. Свобода — иметь время чтобы жить», — говорит он. Хосе Мухика считает, что скромность — это философия жизни. Он говорит, что его жизнь не изменилась после того, как он стал президентом. «Я зарабатываю больше, чем мне нужно, даже если в глазах других этого не достаточно». Он говорит, что они с женой живут на зарплату жены, которая работает сенатором. Она также много денег вкладывает в партию. Совсем немного они откладывают в банк, на всякий пожарный. 90% своей небольшой зарплаты, президент вкладывает в различные благотворительные организации. Например, он помогает матерям одиночкам. «Для меня это не жертва — это мой долг».
В своём выступлении на встрече ООН в 2016 году Хосе Мухика раскритиковал чрезмерную фривольность, роскошь и трату природных ресурсов в мире.
Уругвай — первая страна, которая легализовала марихуану. Хосе Мухика объясняет, что причина заключается в попытке остановить распространение и нелегальную продажу наркотиков. Все попытки в течении 100 лет страны в борьбе с наркобизнесом потерпели крах и криминал только всё более расцвёл. Они пытаются подпольный бизнес сделать открытым. Но это не так, что каждый может покупать какие хочешь наркотики и в любом количестве. Аптеки будут предлагать персональную месячную дозу зарегистрированным членам. Если человек нуждается в большой дозе, то это будет рассматриваться как физиологический недуг и человеку будет предоставляться лечение. «Но в начале, мы должны обнаружить этих людей и вытащить их из подпольного мира», — объясняет президент. Это, что касается марихуаны — самого распространённого наркотика в Уругвае и Латинской Америке. «Мы должны использовать другие меры, потому что на данный момент мир не предлагает иных решений». Хосе Мухика говорит, что никто на него не давил в принятии этого решения, и все экс-президенты поддержали его. Все они поняли, что все их предыдущие попытки подавить наркобизнес потерпели неудачу. «Потому что хуже чем наркотики, является их распространение и наркобизнес, — поясняет президент. — Наркотики — это болезнь. Я не считаю, что есть какие либо хорошие наркотики, включая марихуану, сигареты и алкоголь. Никакие пристрастия не являются хорошими. Единственное хорошее пристрастие — это любовь, всё остальное — вредно», — делает заключение президент.
Хосе Мухика рассматривает себя как «человек земли» и пацифист.
Он провёл 13 лет в уединённом тюремном заключении. Вот как он описывает свои переживания в то время. «Я прожил много лет в уединении, и мне пришлось искать убежище внутри себя, чтобы противостоять. Человек — сильное животное, когда им движут идеалы. Может быть я немного примитивен. Может быть у меня примитивная сила, продукт моих предков, моего деревенского детства. Факт в том, что мне приходилось придумывать вещи, чтобы не сойти с ума. Заключение сильно на меня повлияло. Они даже хотели лечить меня психиатрически, так как у меня начались галлюцинации. Но когда они прислали ко мне врача, я подумал: «Теперь я уж точно сойду с ума!» Психиатр давал мне много таблеток, и я все их выбрасывал. Но я потребовал, чтобы они позволили мне читать. Семь лет мне не давали читать книги. В итоге они дали мне читать книги по физике и химии, и мой ум опять начал функционировать нормально. Однажды я собрал семь лягушек и поместил их в стакан с водой, чтобы они смогли дышать. Я узнал, что муравьи умеют кричать. Они кричат».
Теперь президент Хосе пытается положить конец длительной 50-летней борьбе между Колумбийским правительством и ополчением. Вот, что он говорит о причине, почему именно он пытается это сделать. «Колумбия имеет самую сильную армию в Латинской Америке, с печально известной поддержкой со стороны Америки, что является помехой в регионе. Со стороны это выглядит как война без решения, или как длинная жертва для целой страны. Но когда появляется президент, который пытается открыть путь к миру, я думаю, что это стоит поддержки. Потому что там очень много боли, и если они будут пытаться свести счета, то война никогда не прекратится. Тут появилась возможность. Я бы чувствовал себя эгоистом, если бы не попытался хоть как то помочь. Оданко, помощь — не означает вмешательство. Я бы не вмешивался, даже если бы меня пригласили. Я мог бы послужить посредником, с моим опытом. Я поддержу призыв правительства к диалогу с повстанческими силами, у которых также есть свои проблемы и свои страхи. Я думаю, что все мы, латиноамериканцы должны помочь».
Сам Хосе Мухика имеет на своём теле раны от 6 пуль, и в прошлом он служил как на стороне повстанцев партизан, так и на стороне правительства, поэтому это ставит его в положение в котором людям легче ему доверять.
Не смотря на то, что Хосе Мухика считает себя атеистом, легализовал аборты и позволил гомосексуальные браки, он посетил Папу римского. На вопрос, что его соединяет с Папой, Хосе отвечает: «Гуманность. Я должен отметить, что этот Папа — особенный персонаж. Я думаю, что он пытается модернизировать последний королевский двор современного мира — Церковь. Он говорит о возвращении к базовым вещам, смирению, компромиссу… Как человека, я его очень глубоко уважаю, но с другой стороны, правда, что я атеист, но я уважаю Католическую Церковь, потому что я латиноамериканец и нас всех объединяют две вещи: язык и история Церкви на этом континенте. Не смотря на то, что Уругвай относительно светская страна, но в Бразилии, Венесуэле, Карибах народ в основном придерживается католической традиции. Я не хочу быть отделен от моего народа».
Президент попросил Папу повлиять на мирность в регионе, так как тот имеет глубокое воздействие на народ, особенно на самых смиренных колумбийских сельских жителей. Церковнослужители имеют силу внести мир в разорванный войной регион.
В свободное время Мухика водит старый трактор, просто для расслабления, а также свой старенький битл 97 года, но только на выходных. Он говорит, что люди тратят пол жизни проводя в пробках на дымных шоссе, водя машины последней марки и покупая ненужные вещи писка последней моды.
«Я не против потребления. Я против растрачивания. Мы должны производить еду для голодных и крыши для тех, кому нужен дом. Мы должны строить школы там где нет школ. Мы должны решать проблему с водой. Если каждый богатый человек имеет 3,4,5 машин, и ему нужно 400 квадратных метров для жилья, и дом на берегу моря и самолёт, чтобы летать туда и обратно, то тогда для всех не достаточно». Хосе продолжает: «Что нам говорит современная наука? Если бы современное человечество потребляло столько же, сколько потребляет средний американец, то нам нужно было бы три Земли, таких как наша, чтобы удовлетворить нужды всех жителей. Это означает, что если мы продолжим выбрасывать вещи, в итоге большая часть человечества никогда ничего не будет иметь». Президент говорит, что та же самая проблема существует и в Уругвае, у некоторых людей огромные вилы в которых они живут 20 дней в году, а у других нет даже ночлега. «Это несправедливо. Я противостою этому миру, и я также являюсь его пленником». На возражение интервьюера, что он не попытался как то изменить ситуацию, Хосе отвечает: «Если бы я попытался навязать своё видение на других, они меня бы убили, я в этом уверен. Мы жалуемся на глобальное потепление, но мы вредим природе производя так много отходов. Мы берём в долг у будущих поколений. Я пытаюсь добиться хотя бы чуть-чуть меньше несправедливости в Уругвае, помочь самым уязвимым, и оставить позади себя политический путь мышления. Нет ничего кратковременного, нет «победы рядом, за углом». Я хочу, чтобы простым людям было лучше. Жизнь коротка. Смысл в том, чтобы другие продолжили этот путь».
Мухика — философ. Он говорит, что «путь к счастью лежит в том, чтобы быть честным самим с собой, жить по совести и не навязывать своё мнение другим. Я уважаю свободу других, но и отстаиваю свою собственную свободу. С этим приходит и смелость говорить то, что думаешь, даже когда другие не разделяют твои взгляды. Иногда говорят, что я не дипломатичен. Это потому что я использую язык правды, даже когда ошибаюсь. Когда я ошибаюсь, я публично об этом заявляю».
Побольше бы у власти (да и вообще по жизни) людей с таким складом ума! Долгих лет, Хосе!